Дистанционное образование

Повторение — мать учения?

Обычно студент пытается запомнить весь материал за семестр накануне экзамена. Быстрое освоение материала может помочь получить хорошую оценку, но часто упускается одна из главных целей образования — устойчивое закрепление знаний.
Почему информация, изученная за короткий срок, быстро забывается? И что можно сделать, чтобы запоминать надолго? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, как работает наша память.

Что такое память?

Для понимания памяти и её работы нужно немного изучить нейробиологию. Наш мозг содержит миллиарды нервных клеток (нейронов), которые соединяются в сложные сети через длинные отростки (аксоны) и короткие отростки (дендриты). Аксоны передают информацию от одного нейрона к другому, а дендриты её принимают. Место соединения аксонов и дендритов называется синапсом.
На большинстве синапсов информация передаётся с помощью нейромедиаторов — сложных органических соединений
Большинство нейронов имеют несколько тысяч синапсов, то есть потенциальных путей передачи сигнала, но только часть из них активна в конкретный момент времени. Когда мы изучаем новую и сложную информацию (например, перед экзаменом), сигнал проходит по путям, которые ранее не использовались. Воспоминания — это связи между нейронами, поэтому память называется сетевым свойством нейронов. Для запоминания важно, чтобы формировались новые пути между нейронами.

Память бывает кратковременной (память текущего дня) и долговременной.

Механизм кратковременной памяти происходит в гиппокампе — небольшой структуре в глубине височной доли мозга. Способность гиппокампа к запоминанию ограничена. Пытаться выучить целый учебник за ночь перед экзаменом очень неэффективно, даже если цель — всего лишь «сдать и забыть»: не факт, что на экзамене эту информацию удастся вспомнить.
У новой информации текущего дня есть два возможных сценария, которые происходят во время сна: она может просто исчезнуть из памяти либо перейти из кратковременной памяти в долговременную — там её будут поддерживать уже другие, более сложные, нейробиологические механизмы. Это объясняет, почему одни события прошлого дня остаются в памяти, а другие — выветриваются без следа. Причины, по которым мозг решает, что запомнить, а что забыть, пока неизвестны.
Процесс формирования долговременной памяти происходит относительно медленно, поэтому за одну ночь надолго закрепить изученное в памяти вряд ли получится.
Быстрое забывание выученного к экзамену большого количества материала, вероятно, обусловлено тем, что мозг не успевает сохранить его в долговременной памяти. Может быть — потому что этой информации оказалось слишком много для запоминания за один раз, а может быть — потому что она оказалась слишком сложной для запоминания за один раз надолго (нужны дополнительные условия для её перехода в долговременную память, например неоднократные повторения).

Как лучше запоминать:

  • Учите информацию постепенно, а не за один раз. Для хорошего запоминания важны равномерность и отсутствие перегрузок.
  • Повторяйте материал, чтобы он лучше запомнился. Регулярное повторение материала помогает укрепить его в долговременной памяти.
  • Связывайте информацию с чем-то эмоционально значимым для вас. При изучении новых тем полезно проводить ассоциации с чем-то, что не оставляет вас равнодушным.
  • Убедитесь, что учитесь в спокойной обстановке без отвлекающих факторов. Сосредоточенность на учебе важна для долговременного запоминания.
  • Хороший сон, регулярное занятие спортом и полноценное питание важны для эффективного запоминания.
Так что если вам нужно изучить что-то важное, постарайтесь делать это постепенно и регулярно, чтобы информация лучше сохранилась в вашей памяти.